Кликер-тренинг собак. Типичные ошибки дрессировщика

Кликер-тренинг собак. Типичные ошибки дрессировщика

Рубрика: Дрессировка собак | Просмотров: 2551

кликер тренинг собакРассматривая и анализируя доступную литературу по кликеру, нельзя не отметить тот факт, что она практически полностью игнорирует породные и индивидуальные особенности обучаемых собак. Из книги в книгу предлагается одна и та же последовательность обучения, на базе одних и тех же навыков. Обычно рассматривается только техническая сторона вопроса, а между тем именно оттого, как методически правильно будет построено обучение, зависит его успешный результат.

Каждый раз, встречаясь на площадке или общаясь на форумах в интернете, сталкиваешься с одними и теми же методическими ошибками, которые возникают при точном копировании методов обучения собак с помощью кликера из известных книг.

Не секрет, что поведение каждой собаки индивидуально, с присущей только ей определённым спектром особенностей этого самого поведения. И будет естественно и логично, если, обучая собаку, мы будем принимать во внимание основные особенности её поведения.

Первое, на чём стоит заострить своё внимание, и что совершенно не учитывается в доступной литературе по дрессировке собак с помощью кликера, это темперамент собаки. А ведь именно учитывая темперамент необходимо выстраивать программу обучения. Первоначальный подбор элементов обучения должен находиться в противофазе, относительно темперамента собаки. То есть для высокотемпераментных собак первоначально будем использовать больше статичных упражнений (концентрация, сидеть, лежать, выдержка), для малотемпераментных, флегматичных начнём работу с динамичных навыков (следование, подзыв, хождение рядом), для уравновешенных собак постараемся выбрать сбалансированный состав тех и других.

К примеру, стандартный набор упражнений из книг по кликеру, начинающийся с концентрации подойдёт для работы только с высокотемпераментными и очень подвижными собаками. А вот для работы с собаками, имеющими другой темперамент (особенно малотемпераментными типа молоссов), это упражнение будет способствовать приведению их в психологическое состояние, когда основным направлением деятельности собаки будет реактивное поведение и дальнейшее состояние безынициативности.

Следующей распространенной ошибкой, с которой приходится иметь дело, является придание клику, помимо основной функции информационного маркера правильного действия, дополнительной нагрузки в виде сигнала отмены выполняемого навыка. Откуда появилась эта мода неизвестно, в теории оперантного научения про это тоже ничего не сказано, но подобная практика имеет достаточно большое распространение. Здесь следует отметить то, что роль кликера, как информационного маркера, чрезвычайно важна! Ведь именно звук щелчка несёт в себе информацию для собаки о том, насколько правильно (эффективно) то или иное её действие, поэтому информационный обмен между собакой и дрессировщиком должен быть весьма насыщен и постоянен. А использование кликера вкупе с командой отмены выполнения упражнения не позволяет построить эффективную и интенсивную работу! Дрессировщик начинает «жалеть» кликнуть лишний раз, чтобы случайно не отменить отрабатываемое упражнение. Со стороны собаки же уменьшение количества поставляемой информации о характере правильности или неправильности её действий способствует лишь увеличению психологической нагрузки в процессе обучения, что может быть весьма критично для успешного обучения.

К этому же типу ошибок, можно отнести и существующий миф о недопустимости наведения собаки на нужное действие в процессе обучения. Особенно, подобное мировоззрение, распространено среди людей, только-только начинающих осваивать кликер. Мне вспоминается история, когда с одной собакой владелец достиг желаемого поведения за один день, а с другой «мучился» 30 дней. Рассказывая об этом «достижении» данный дрессировщик даже не понимал, каким чудовищным психологическим нагрузкам он подвергал нервную систему своей собаки. Подобного рода практика очень легко и быстро может привести к о психологическим срывам и неврозам у обучаемой собаки.

Работая с собакой необходимо понимать, что основная нагрузка на нервную систему собаки ложится именно на этапе целенаправленного отбора поведения и выбора, из большого количества вариантов поведения, единственно правильного, приводящего к получению приспособительного результата. Именно в этот момент обучения собака подвергается наибольшему стрессу. А задача грамотного и гуманного дрессировщика, на этом этапе, состоит в том, чтобы минимизировать эту нагрузку, помочь собаке найти правильный и короткий путь для решения поставленной задачи.

Поэтому совершено непонятна и не логична позиция по запрещению наведения, использованию «языка общения» и другим способам информационных подсказок, особенно, если основной ответ на вопрос «почему их нельзя использовать», состоит в том, что «про это ничего не написано в конкретных книгах»!

В работе с собакой нельзя ограничивать себя набором малопонятных догм и предрассудков. Важно помнить, что на другом конце поводка ваш партнёр и друг, с которым вы пытаетесь найти общий язык, а не объект вашего исследования и апробации новой методики обучения.

И наконец, ещё один момент, о котором хочется сказать, это дифференциация навыков. Очень часто, начав работать с кликером, дрессировщики удивляются тому, как вроде бы легко можно выучить тот или иной навык. И, находясь в состоянии эйфории, начинают пичкать собаку всевозможными навыками, которые только придут в голову. Причём, на одном занятии умудряются в течение короткого промежутка времени отрабатывать по несколько навыков, прочно создавая в голове собаки такую кашу, из которой потом собаку невозможно вернуть в нормальное состояние. Важно помнить, что не количество навыков определяет уровень дрессировки и обучения собаки, а качество их выполнения. Погоня за количеством часто оборачивается ухудшением дифференцирования навыков, отсутствием необходимой выдержки при их выполнении и обычно выливается в перебор собакой известных ей элементов, на которых можно заработать желаемый кусочек. В дальнейшей работе вывести собаку из этого состояния бывает достаточно затруднительно. Подчас это стоит больших временных затрат, которые с лихвой перекрывают время, которое было потрачено на разучивание этой мешанины. Поэтому, приступая к работе со своим питомцем — не устраивайте гонку навыков! Планомерное увеличение их количества, плавное увеличение интенсивности занятий способствуют качественному усвоению учебного материала.

Успехов в дрессировке!

Автор: Александр Журавлев, инструктор по дрессировке. Опыт работы с собаками с 1989 года. Кликер-дрессировкой занимается с 1994 года, ученик B.C. Варлакова. Направления работы: обучение щенков, послушание, защита, прикладная дрессировка. Сайт Александра Журавлева:dog-trainer.narod.ru

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Перейти к верхней панели

yeezytrainer> ua yeezys yeezy nmd ua yeezy yeezy boost shoes yeezytrainer> ua yeezys yeezy nmd ua yeezy yeezy boost shoes yeezytrainer> ua yeezys yeezy nmd ua yeezy yeezy boost shoes yeezytrainer> ua yeezys yeezy nmd ua yeezy yeezy boost shoes